ПОЖИРАТЕЛЬНИЦА ЗВЕЗД
Выбирая участников для модной поп-группы, Фекла Толстая сама стала звездой

Текст: СВЕТЛАНА ЧЕСНОВИЦКАЯ.

Новосибирск, Саратов, Ростов. Шереметьево-1, Домодедово, Казанский вокзал. Гостиница "Интурист", автобус "Икарус", стадион "Дружба". Десять городов, в каждом городе только два дня: кастинги, репетиции, консультации. В репертуаре: "Он придет, он будет добрым, ласковым - ветер перемен", "Две звезды, два светлых образа", "О, Эсмеральда, я посмел тебя желать". И так в течение целого лета. Это не гастроли Алсу, не тур Земфиры, не расписание выступлений "Блестящих", - это рабочий график телеведущей Феклы Толстой, одного из главных действующих лиц телепроекта РТР "Стань звездой!". Цель: выбрать из восьми тысяч молодых талантов пять человек, которые войдут в состав новой поп-группы.

Новосибирск. Первый тур прослушивания. На сцене - девушка в ядовито-желтом обтягивающем комбинезоне и шапочке-сетке, расшитой стеклярусом. Поет что-то невнятное, изгибаясь всем телом, как змея. Судьи конкурса Сева Новгородцев, Алексей Макаревич и Фекла Толстая беспомощно поднимают глаза к потолку.

Екатеринбург. У молодого человека от волнения срывается голос и дрожат руки. Невысокая толстая мадам в бесформенном балахоне поет "Куда уходит детство, в какие города". В Ростове-на-Дону Ирина в золотом костюме и парике орет в камеру: "Я самая-самая талантливая, я - звезда!" Позже - когда не проходит в следующий тур: "Вы пожалеете! Я пожалуюсь крестному!" Единственная девушка в жюри, Фекла отвечает за телегеничность будущих звезд и их умение держаться перед камерой.

Она и сама органично смотрится в кадре: белая блузка, черные брюки, волосы красивого медного оттенка, минимум косметики, обаятельная улыбка. Судьи-мужчины почему-то доверяют именно ей выносить приговор жюри.

- Первый, третий, пятый, шаг вперед. Спасибо, мы с вами прощаемся. Остальные пока остаются с нами, - не моргнув глазом, она подписывает приговор конкурсантам, чьи номера один, три и пять.

- Девушка, вы планируете и на сцене выступать в этом платье? - строго спрашивает у толстушки.

- Сережа, вы все время поете куда-то в потолок. Попробуйте спеть теперь для меня. И ради бога, не дрожите руками, - говорит она нервному юноше, гипнотизируя его взглядом и сжимая его трясущиеся ладони в своих руках.

- Так и хочется снять с вас пиджак и галстук. Верхнюю пуговку расстегните. И спойте нам что-нибудь похулиганистей.

- Мы создаем модную поп-группу, в которой хотелось бы видеть личности, а не марионетки Карабаса-Барабаса, - объясняет Фекла правила. В конкурсе "Стань звездой!" оценивается человек в целом: какая у него фигура, какое лицо, как улыбается, белые ли у него зубы, блестят ли глаза, нескучно ли на него смотреть.

К тому, что телеведущие становятся звездами, мы уже привыкли: Марию Киселеву за "Слабое звено" номинировали на "Тэфи", ведущий "Большой стирки" Андрей Малахов стал постоянным героем светской хроники, а спортивный комментатор Юлия Бордовских снимается для Playboy. И вот перед нами новая телезвезда: Фекла Толстая. Девушка в высшей степени положительная, интеллектуалка (филфак плюс режиссерский факультет ГИТИСа), носительница громкой литературной фамилии. На телевидении не первый день - на ее счету программы "Времечко" и "Все сразу!" (на НТВ с Петром Фадеевым), но знаменитостью стала именно в этом сезоне, отправившись в провинцию на поиски новых талантов для шоу-бизнеса.

- Я заметила: телевизионная реальность внедряется в мою жизнь. К примеру, в воскресенье утром, после эфира первой серии "Стань звездой!", выхожу из своего подъезда, иду к машине. Вдруг окликает консьерж: "Что же это вы Алима из Краснодара не взяли?" Прозвучало как "Стой! Руки вверх!" Нечто похожее было в романе "Сага": фанаты модного сериала не давали сценаристу выйти из дома, пока он не вернет героиню на экраны.

Форум сайта "Стань звездой!" разрывается от признаний в любви фанатов Феклы. Кое-кто даже предлагает переименовать его из www.popstars.ru в www.fekla.ru. Некоторые возмущаются: "Опять про эту Феклу! Сколько можно?"

Москва, сентябрь. Снимать Толстую для Vogue решили на Рижском вокзале. Договариваемся встретиться перед съемкой в редакции в 9.30. Фекла приходит вовремя, сонная. На ней джинсы, куртка Barbour, длинный шарф. Улыбается. Обращается "на вы", по-старомосковски говорит "булошная", вставляет в разговор французские словечки: "Ahbon?!", "Dis, done", "Eh, oui!". Визажист рисует Фекле стрелки в духе 50-х, часто останавливается, не решаясь помешать нашей беседе. Фекла его одергивает: "Артур, давайте-ка со мной построже!". Вначале она никак не может сосредоточиться на разговоре, страшно переживает, повторяет: "Ужас, слышала бы меня мама! Вы не понимаете, это такой удар по моему филологическому самолюбию - двух слов связать не могу!" Потом просыпается, входит в роль. Начинает жестикулировать, машет руками, смешно моргает и морщит лоб. Теперь она действительно мешает визажисту. Но ее уже не остановить - рассказчик Фекла классный и очень эмоциональный.

- А правда, что вы на самом деле - Анна?
- Глупости! Имя Фекла мне дал папа. Он был академиком-славистом. Раньше мне казалось, что "Фекла" звучит претенциозно: "Здрасьте, я Фекла Толстая". Фифа какая! Но со временем я к нему привыкла. Теперь мое имя - часть меня.

Фекла - праправнучка Льва Николаевича. Ее семья принадлежит к московской, или сербской, ветви, идущей от второго сына Толстого Сергея Львовича. Великого русского писателя Фекла называет только по имени-отчеству, по-родственному.

- История моей семьи совершенно невероятная, ее хватило бы на несколько романов. Моего деда, морского офицера, служившего у Колчака, во время войны три раза выводили на расстрел, он чудом не умер от тифа. Потом дед с бабушкой потеряли друг друга на несколько лет. Бабушка вместе с семьей уехала в эмиграцию в Югославию. Дед пробирался в Европу через Харбин. И вот он оказался в крошечном городке в Югославии. Моя бабушка выходит как-то из дома и в конце улицы видит человека в мундире морского офицера. Бросается к нему: вдруг он знает что-то о пропавшем муже? Это был мой дед. Так они нашли друг друга. Правда, как в кино?

- А Ваши близкие смотрят "Стань звездой!"?
- Смотрят. И им не все нравится. А я не всегда позволяю себя обсуждать. То есть мне интересно их мнение, но надо подыскать удобный случай, чтобы мне что-нибудь высказать. Чаще всего они критикуют мой внешний вид: уж очень я телевизионная не похожа на себя домашнюю. А главное, мои "ученые дамочки", как я в шутку называю маму и сестру, не прощают мне ни одной стилистической ошибки в эфире. И правильно делают: фамилия обязывает.

Мы придумали для Феклы образ путешествующей гражданки из 50-х. Винтажную одежду она примеряла с удовольствием: платье по фигуре с воротником-стойкой, светлое шерстяное пальто, черные туфли на тонкой шпильке. "У меня дома есть похожее пальто, еще бабушкино, - Супрун за такое полжизни отдаст!"

- Фекла, вы гламурный человек?
- Честно говоря, я к этому слову пока только примеряюсь. Если говорить о понтах и внешнем шике, то мне это ни капли не интересно. Шумные тусовки не люблю и не хожу на них. Смотреть на себя со стороны - для меня тяжкое испытание. А вот если убрать из слова "гламур" блестящую шелуху и оставить внутренний блеск, талант, свечение - людьми с такими качествами я восхищаюсь. Не знаю никого гламурней Фанни Ардан и Инны Чуриковой.

Мы приехали на вокзал. Расставили чемоданы, фотограф зарядил пленку. И начался бенефис Феклы Толстой. Не студентки-филологини, не члена жюри модной телепрограммы, а талантливой комедийной актрисы. Чего она только не вытворяла! То изображала одинокую командированную, то вскидывала руку, подзывая воображаемую проводницу, то заказывала себе кофе, то делала вид, что пишет письмо любовнику, то зевала от скуки. Похихикивала, строила глазки фотографу, кокетничала с визажистом, гладила бродячую собаку. Скучно не было. В перерыве я задала давно мучивший меня вопрос:

- А вы сами-то Толстого любите?
- Люблю. Но знаю не так хорошо, как мой кузен Володя. Больше всего мне нравится читать Толстого у него дома, в Ясной Поляне. Вот разгребу дела и обязательно поеду на пару дней в Ясную. В гости ко Льву Николаевичу.

Используются технологии uCoz